Скоростные способности волейболистов
Основополагающей стороной содержания спортивной тренировки является физическая подготовка – воспитание физических качеств, проявляющихся в двигательных способностях спортсмена, необходимых в спорте. Воспитание скоростных способностей является одной из важнейших составляющих физической подготовки, наряду с воспитанием силовых способностей, выносливости и гибкости.
Изучение технико-тактических сторон и их соотношения в плане «нападение–защита» в Российском и международном волейболе приводит к выводам о том, что в командах происходит постоянное усиление нападающих действий. Это — главная тенденция развития современного волейбола.
В тактическом плане игре волейболистов свойственно:
- увеличение в стартовом составе команды числа нападающих игроков;
- широкое использование всего состава команды для усиления нападающих действий.
- повышение скорости исполнения технических приемов для того, чтобы ослабить защитных действий соперников (при этом нападающие удары со скоростных передач составляют половину и более половины от всего количества нападающих ударов, проведенных во время игры.
Отсюда следует, что воспитание скоростных способностей волейболистов является одной из наиболее актуальных задач как для тренеров, так и для самих спортсменов.
Что касается методики проведения тренировок юных волейболистов, то здесь следует отметить следующее.
В вопросе о рациональной преимущественной направленности тренировки на этапе начальной спортивной специализации мнения специалистов в свое время разделились. Одни из них полагают, что на этом этапе в занятиях с детьми и подростками должны использоваться различные виды спорта без какой-либо выраженной направленности к последующей специализации в избранном виде (С. С. Грошенков с сотр., 1966; Г. С. Туманян, 1969, и др.). Другие считают, что, наряду с решением главной задачи — обеспечение разносторонней физической подготовленности занимающихся, частично должна решаться задача развития тех физических качеств, которые играют важную роль в избранной спортивной специализации (В. П. Филин, 1963; В. Г. Алабин, 1964, и др.).
Естественно, эта проблема нуждается в экспериментальном решении, в связи с чем нами был предпринят педагогический эксперимент с предположением, что скоростные качества юных волейболистов можно повысить, если в структуре тренировочного процесса целенаправленно использовать разработанные специализированные подвижные игры и комплексы физических упражнений.
При выявлении эффективности определенных методик воспитания скоростных способностей волейболистов ставятся задачи:
1. Проанализировать типы скоростных способностей в современном спорте.
2. Провести анализ существующих методик воспитания скоростных способностей волейболистов.
3. Рациональное включение специализированных физических упражнений и подвижных игр в структуру учебно-тренировочного процесса для наиболее эффективного формирования скоростных способностей юных волейболистов и опробовать его в педагогическом эксперименте
Практическая значимость исследований, посвященных воспитанию скоростных способностей заключается в возможности применения его результатов на практике, разработке практических рекомендаций тренерам и спортсменам.
По материалам сайта www.fizkulturaisport.ru